19 Августа 2010
Как выбрать револьверную дверь
17 Октября 2009
Автоматизированный учет рабочего времени в системе SAP HCM с помощью решения «Электронные проходные» компании CIBER и терминалов компании «KABA»
12 Октября 2009
Когда гигиена жизненно важна!
25 Апреля 2009
Время под контролем "Kaba"
27 Октября 2007
Автоматические двери на путях эвакуации! Как их установить?!

Рынок автоматических дверей

Базовые параметры

В настоящее время рынок автоматических дверей в России переживает фазу бурного роста. В течение последних лет вслед за безудержным ростом рынка строительства растет и спрос на автоматические двери.

По оценкам независимых экспертов объем рынка раздвижной автоматики составил в 2005 году 4000 – 4500 единиц. Объем по европейским меркам небольшой, но рынок отличается хорошими показателями роста. В прошедшие годы он развивался на уровне 20-30% в год. И в 2006 году тенденция скорее всего сохранится.

Сегмент автоматических револьверных дверей составляет примерно 100-150 дверей в год, он более молод, но более интересен для продавцов, т.к. прибыльность выше.

Из года в год конкуренция растет, появляются как новые игроки, которые заставляют снижать цены до нормального европейского уровня, так и периодически на рынке появляются несовсем оригинальные продукты (продукты, произведенные на предприятиях в Восточной Европе, Турции и Восточной Азии).

Что касается географии бизнеса, то несколько лет назад весь бизнес был сосредоточен в Москве, сегодня регионы растут более стремительно и есть шанс выровнять объемы продаж в Москве и других городах России. Этому способствует стремительная экспансия московских фирм в регионы, в знаковых регионах представлены уже все без исключения производители (либо самостоятельными офисами, либо при помощи крупных дилеров).

Основные игроки

Все бренды, представленные на рынке можно разделить на 3 группы. В первую, безусловно, группу люкс, входят три швейцарских завода – Tormax, Record, KABA Gilgen. Данную группу отличает, что называется, швейцарское качество продуктов и более высокое ценовое позиционирование.

К средней и наиболее массовой группе относятся классические европейские бренды, что называется средний класс – нормальное для Европы, т.е. высокое для России качество при приемлемой цене. К этой группе относятся немецкие производители (Dorma, Geze, KABA Gallenschuetz), австрийская GU, голландский Boon Edam, шведский Bezam.

К завершающей группе относятся игроки низшего ценового диапазона – Ditec и Came из Италии, Manusa из Испании, японская Nabco и др.

Продукты низшего ценового диапазоны продаются в основном в регионах. Их объемы быстро растут в отдельных регионах, но не выходя на стабильный спрос также быстро падают в объеме. Их замещают производители из более качественных сегментов.

Все производители, как правило, выпускают широкий диапазон продуктов, узкая специализация на данном рынке достаточно редкое явление. И все продукты можно разделить на три основные группы – привода для раздвижных автоматических дверей, роторные (они же револьверные, они же вращающиеся) двери и специальные или немассовые решения (автоматические раздвижные стены, привода для автоматизации распашных дверей, привода для дверей общественного транспорта и т.д.). Как правило, многие компании ограничиваются данными продуктами. Хотя Dorma, Geze и GU, кроме того, являются крупными производителями фурнитуры.

Разные заводы пришли на рынок автоматических дверей разными путями. Кто-то начинал с фурнитуры, с маленькой слесарной мастерской, кто-то, расширяя продуктовую линейку, пришел с других рынков (например, KABA ранее выпускала турникеты), кто-то начинал свою деятельность с копирования продуктов других производителей для локальных рынков.

Кто есть кто

Из всех представленных брендов самый известный в России - Dorma. Она пришла первой на наш рынок и шаг за шагом осуществляла осмысленную экспансию. Кроме того, и это не менее важно, Dorma поставляет в огромных количествах фурнитуру, и каждый человек в России хоть раз в жизни видел, например, доводчик с короной на двери офиса или магазина.

Dorma безусловный лидер, еще пять лет назад можно было рассуждать о 50% процентах рынка, сегодня позиции стремительно падают, налицо переориентация дилеров на специальные стеклянные изделия и отход от классической дистрибуции приводов.

Сегодня Dorma живет в основном за счет продажи фурнитуры, объемы автоматики неуклонно падают (как минимум не растут вслед за рынком).

Самый популярный и продаваемый привод ES 90. К сожалению, некоторые компании ввозили привода турецкого производства, устанавливали привода на большие проемы и тяжелые створки, как результат рынок говорит о низком качестве и можно констатировать падение доверия к бренду среди профессионалов.

Может быть, ситуацию спасет новый привод, появление которого ждут уже два года.

Tormax – торговая марка принадлежащая Lander Motoren. Ассоциируется со швейцарским качеством (в Швейцарии всего 3 производителя - Tormax, KABA и Record). Наиболее известные привода TEP, TLP. Набирает оборот новый привод WinDrive – компактный и простой в установке. В качестве промоушен при выводе привода на рынок использовали сравнение со спагетти - раздавали на выставке упаковки макарон.

Интересная деталь, Tormax выпускает револьверные двери, но в Москве Landen Motoren их не продает, а дистрибутирует конкурента – голландского производителя Boon Edan. Наверное, именно данный факт объясняет, почему самые дешевые в Европе револьверные двери Boon Edam стоят в России на уровне лидирующих немецких компаний.

KABA – холдинг объединивший швейцарского производителя раздвижных дверей
KAAB Gilgen AG и немецкого производителя револьверных дверей KABA Gellenschuetz GmbH. Среди интересных продуктов – новый привод для раздвижных дверей SLX, высотой всего 100 мм, простой в монтаже. KABA единственный производитель в мире использующий технологию Blutooth для беспроводного управления раздвижными дверьми, выпускающий револьверные двери диаметром меньше 2 м и предлагающий двери в комплекте с дренажной ванной и системой грязеочистки.

Besam – бренд сегодня принадлежащий компании Abloy. Кстати, производитель замков не в первый раз покупает дверной бизнес, аналогичная история была, когда KABA купила Gilgen и Gallenschuetz. Оригинальный завод расположен в Швеции. В Россию пришли одними из первых, благодаря тому, что Besam – корпоративный стандарт IKEA.

Geze на протяжении многих лет был представлен в России одним человеком. После смены руководства, появления нового продукта (компактного привода, всего 70 мм высотой) и открытия производства в Восточной Европе Geze резко активизировался. Основной аргумент - цена, что зная где привода производят неудивительно. До недавнего времени револьверные двери Geze не производил, но почему-то в последние год-два начал предлагать их в России.

Nabco- лидер японского рынка, очень солидная и интересная компания. В России, к сожалению, представляет только дешевые привода, использующие философию и схемотехнику двадцатилетней давности.

Европейский рынок – основные отличия от российского рынка

Одним из базовых отличий нормального европейского рынка от евроазиатского российского – это отношение к сервису. Если российский пользователь купил дверь, он думает, что она будет работать вечно без всякого ухода и бросает дверь на произвол судьбы, зачастую отдавая функции контроля ее работоспособности охране. А о том, что надо уже в первый год заключать договор на сервисное обслуживание, представитель заказчика и слушать не хочет.

В Европе принцип «продал и забыл» не работает, сервис нужен не только продавцу, но и в первую очередь пользователю. Если посмотреть прибыль некоторых европейских компаний, продающих автоматику, то сервис «там» составляет до 30 а иногда и выше процентов от оперативной прибыли компании. У нас, как правило, сервис – это малорентабельные приросток основного бизнеса. И если заниматься только сервисом, то выжить может только ПБЮЛ без офиса и серьезной технической базы.

Другое отличие европейского рынка - большое число специальные проектов. Серая безликая архитектура не в чести, в том числе и в дизайне входных групп. Иногда специальные пожелания одного придирчивого архитектора приводят к появлению новой линейки продуктов. Есть даже целые компании, массово не производящие привода, а специализирующиеся на индивидуальных проектах (например Blasi).

На европейском рынке приводов для раздвижный дверей идет волна замены старого поколения приводов на новые более технологичные модели. В основе новых продуктов, как правило, положен принцип plug&play. Новые привода (например, Tormax WinDrive и KABA SLX) состоят из законченных пресобранных узлов, которые монтируются одним человеком быстро и просто, они имеют специальную систему крепления и более компактные размеры. Причем компактность достигается не просто за счет другой компоновки элементов, а за счет использования другой более компактной элементной базы. Кроем того, в новых продуктах используют и новые технологии передачи данных – цифровые протоколы, Blutooth. Сухие контакты и массивные программаторы сегодня уже не популярны.

На рынке револьверных дверей в Европе идет серьезная дискуссия о безопасности револьверных дверей. К сожалению, в недалеком прошлом произошли несколько летальных инцидентов с дверьми большого диаметра. И как результат международная ассоциация производителей револьверных дверей готовит новые стандарты и требования. Очевидно, что в ближайшем будущем будет законодательно закреплено ограничение по диаметру и описаны требования к безопасности револьверных дверей. Уже сегодня некоторые производители добровольно уменьшают линейку продукции, удаляя двери большого диаметра. Например, с прошлого года KABA не выпускает двери диаметром более 5 метров, подобной политики придерживается и Dorma.

Российский рынок – особенности

Отечественные потребители отличаются гипертрофированным желанием экономить, вследствие чего выбор оборудования и технического решения, как правило, диктуется ценовыми параметрами. Именно по этому плоские раздвижные двери чаще используются чем револьверные, именно по этому дешевые бренды имеют серьезный объем продаж, именно поэтому продается, как правило, минимальная комплектация.

В России до сих пор недостаточно развит рынок автоматических револьверных дверей, положительные тенденции наметились 3-4 года назад, и рынок еще не вышел на стабильные показатели. Отсталость данного сегмента в первую очередь была вызвана ограниченностью денежных средств, недостаточной подготовленностью проектировщиков и серьезными ошибками, допущенными при первых инсталляциях 5-6 лет назад. Поэтому можно смело прогнозировать рост именно данного сегмента рынка.

Серьезная проблема России – пожарный инспектор и НПБ. В соответствии с российским законодательством на путях эвакуации не могут быть установлены автоматические двери. Поэтому все технические решения производителей по организации эффективной работы двери при необходимости эвакуации не находят рынка сбыта в России. А это иногда очень интересные вещи – например, система автоматического (т.е. по сигналу от панели пожарной сигнализации) складывания створок револьверных дверей. Или специальные модули ввода-вывода и аккумуляторные батареи для раздвижных дверей, обеспечивающие автоматическое разблокирование створок и корректную работу в режиме эвакуации.

Борьба с госпожнадзором – это тема отдельного материала. Например, Besam делает «отказные» письма – полулегальные письма о том, что данная продукция соответствует требованиям НПБ. Tormax использует специальные «резинки», при отключении питания принудительно раздвигающие створки. Но от НПБ есть и безусловная польза, кроме конечно безопасности, от подобных ограничений. Совершенно неожиданно в России формируется повышенный спрос на раздвижные двери с системой «антипаника» (со складывающимися створками, которые «при определенном угле рассмотрения» могут рассматриваться как распашные двери). Зачастую на объекте просто нет места для установки «раздвижки» и эвакуационной « распашки» одновременно.

Но главная российская особенность – запутанная система продаж большинства брендов. Например, у некоторых производителей есть в России продающие представители (Tormax, KABA), у кого то есть классическое маркетинговое представительство, не продающее самостоятельно, и сеть дилеров (Dorma, Geze, Besam), а кто-то (например Nabco) представлен только эксклюзивным диллером, самостоятельно определяющим политику продаж в регионе. Как результат непрозрачное ценообразование, и разное ценовое соотношение между брендами в Европе и России.

Российский рынок – тенденции развития

Основная тенденция – рост объема продаж в регионах. Вслед за экспансией сетевых торговых сетей и роста гражданского строительства в регионах, растет спрос на автоматику в регионах.

Причем если 3-5 лет назад регионы с основном потребляли дешевые раздвижные двери, то сегодня можно говорить о повороте к высококачественным брендам и даже появлении спроса на револьверные двери. Как много лет назад ИКЕЯ привела в Россию револьверные двери, так и сегодня московские и европейские сетевики приводят в регионы моду на швейцарцев и револьверные двери.

Третья тенденция, попытка локализации производства. Если крупные производители строят заводы в Восточной Европе, почему бы не открывать производства в России. К сожалению, пока подобные попытки приводят к появлению дешевых в прямом и переносном смысле продуктов. «Новые» продукты больше похожи на китайский ширпотреб, чем на европейские товары. Доморощенность производственной базы, отсутствие серьезных инвестиций в производство и несерийность товаров – эти проблемы ждут момента, когда объем внутреннего рынка достигнет европейского уровня и локализация станет рентабельной для крупных производителей. Тогда это станет серьезным бизнесом, а не желанием местных представителей «заработать».

Краткое резюме

В завершение можно резюмировать, что российский рынок автоматических дверей еще слишком мал для серьезного бизнеса, хотя уже присутствуют все крупные зарубежные производители, рынок имеет блестящие показатели роста, но слишком зависим от строительного рынка и в настоящее время болеет многими «детскими болезнями», прошедшими в Европе лет 20 назад.
 

 
Журнал-каталог «Окна. Двери. Фасады» Весна 2006 г
 
 
 Посмотреть другие публикации