19 Августа 2010
Как выбрать револьверную дверь
17 Октября 2009
Автоматизированный учет рабочего времени в системе SAP HCM с помощью решения «Электронные проходные» компании CIBER и терминалов компании «KABA»
12 Октября 2009
Когда гигиена жизненно важна!
25 Апреля 2009
Время под контролем "Kaba"
27 Октября 2007
Автоматические двери на путях эвакуации! Как их установить?!

Турникеты полуростовые - верные помощники службы безопасности!

Мы сталкиваемся с турникетами по несколько раз на дню: окунаясь в привычную суету метрополитена, входя в офисные здания и учреждения, посещая места отдыха. Все чаще нам приходится преодолевать турникеты, чтобы попасть в салон автобуса или трамвая. Да мало ли где еще турникеты можно встретить!

Полуростовые турникеты - они оказываются на нашем пути совсем не для того, чтобы вызвать раздражение вынужденной заминкой в движении. У турникетов совсем иной иное предназначение, их главная и важнейшая задача: обеспечение нашей с вами безопасности. Потому что нередко только таким способом можно ограничить поток граждан, разделив его на корректных пользователей и нарушителей порядка, а то и закона

Турникеты разные - разные задачи

Полуростовые турникеты относятся к числу конструкций, нашедших широкое применение в практике обеспечения безопасности. Класс этот достаточно обширен, в него входят трехштанговые турникеты, роторные турникеты, контролируемые проходные зоны, всевозможные типы калиток и другие ограничители прохода. Разные турникеты предназначены для решения разного рода задач, но ко всем полуростовым устройствам без исключения предъявляется одно обязательное требование -турникеты должны устанавливаться только в зоне постоянного наблюдения службы безопасности. Поскольку, несмотря на всевозможные технические ухищрения производителей, через подобные приспособления не так уж трудно перепрыгнуть, под них можно подлезть или перебросить через турникет какие-либо предметы.

Трипод: "охранник на трех ногахрогах"

Трехштанговый турникет, коротко "трипод" - наиболее доступное по цене приспособление. Как правило, он представляет собой П-или Т-образный корпус, на котором под углом закреплена голова кулачок с тремя брусьями. Между двух брусьев одновременно способен находиться только один человек. Трипод (турникет) - достаточно простое с технической точки зрения устройство, как правило, лишенное серьезной электронной начинкие. Подавляющее число моделей турникетов элетромеханические, т. е. после разрешения прохода привод разблокируется, и человек должен вручную провернуть штанги до следующей нулевой позиции. Но есть несколько моделей турникетов, в которых штангу проворачивает встроенный двигатель, что более комфортно для пользователя.

Роторные турникеты: "вертушки" живы и поныне

Турникеты полуростовые роторного типа хорошо нам известны по советским временам - это те самые "вертушки", что в большом количестве стояли на проходных заводов, институтов и т. п.. Принцип работы прост. На колонне закреплены 3 или 4 вращающиеся лопасти. Человек проходит в пространстве между двумя лопастями. Втиснуться в межлопастное пространство вдвоем реально, но это не поможет пройти постороннему, т. к. турникеты должны находится под постоянным наблюдением охранника.
Материал, из которого изготавливают створки турникетов, бывает различным - от металлических труб (прямых или изогнутых) до закаленного стекла с металлическими или деревянными поручнями и ручками. Основное видимое отличие в моделях производителей - дизайн и толщина колонны. Кто-то сумеет спрятать мотор в колонну сто сорок миллиметров, кто-то - только в двести двадцать мм, иной - вообще обходится без двигателя.

Калитки: от механической до электрической

Калитка - представляет собой преграждающий элемент (створку), закрепленный на подвижной колонне. Существуют различные типы калиток, от механической, запираемой на ключ или просто работающей только на выход, до калитки с электродвигателем, способной открываться на заданный угол и закрываться самостоятельно через время задержки или после срабатывания фотоэлемента. Существуют модели со встроенными электромеханическими или гидро- доводчиками, которые после прохода возвращают створку калитки в исходное положение.

Турникеты типа "метро": наши старые знакомые

Есть еще один старый знакомый из класса полуростовых турникетов - автоматические проходные или контролируемые проходные зоны. Даже из названия понятно, что данное решение специально разработано для больших потоков посетителей. Основной плюс токого турникета - самая высокая пропускная способность из всех существующих моделей турникетов. Минус тоже имеется - турникет громоздкий, он требует много места для установки. С устройствами этого типа турникета москвичи до сих пор каждый день сталкиваются в метро. Выпускаются модели турникетов с различными типами створок, различным дизайном корпуса, неодинаковой технологией открытия створок. Подобные конструкции могут быть как нормально открытыми, так и нормально закрытыми. Распределенная по корпусу турникета система фотоэлементов позволяет отслеживать направление прохода пользователя и открывать/закрывать створки в зависимости от ситуации. Турникеты типа "метро" наиболее комфортны для прохода с вещами и более того, именно этот вариант позволяет реализовать концепцию открытого офиса. При правильной эксплуатации такие турникеты будут всегда открыты для корректных пользователей и закрыты для злоумышленников. Кроме того, отсутствие необходимости касаться створок или штанг приветствуется в офисных приложениях.

 

Назначение и область применения

Офисные здания и учреждения

Для организации проходной зоны в фойе здания, как правило, используются роторные или трехштанговые турникеты, которые вместе с ограждениями делят холл на 2 зоны. С целью визуального наблюдения за турникетами, а так же выдачи пропусков и приема корреспонденции в доступной части холла должна быть организована стойка службы рессепшен с постом охраны. Кроме турникетов при проектировании холла важно обратить внимание на ограждения и распашные калитки, необходимые для провоза крупногабаритных вещей и организации эвакуационных проходов.

Заводы

Основные критерии при выборе турникетов для проходных заводов - надежность, высокая вандалоустойчивость и значительная пропускная способность.
Как правило, на предприятиях посменный режим работы, и значит, минимум 2 раза в день через КПП в течение 20-30 минут проходит вся смена - обычно несколько тысяч человек. Поэтому при построении проходной зоны предприятия используют конструкции с максимальной пропускной способностью и устанавливают то количество турникетов, которое не будет создавать очереди. Другой критерий, чрезвычайно важный при выборе турникета для промышленного предприятия, - это надежность в работе и устойчивость к вандализму. Например, роторный турникет со стеклянными створками, скорее всего не простоит и дня. Автоматические проходные, имеющие максимальную пропускную способность - наиболее подходящий тип оборудования для подобных мест. Хотя в реальной жизни чаще всего выбираются триподы (турникет)- благодаря их относительной дешевизне и высокой вандалоустойчивости..

Стадионы, бассейны, аквапарки, музеи и др.

Полуростовые устройства (турникеты) на подобных объектах работают в составе платежных систем. И здесь самый популярный тип оборудования - триподы - турникет. Для работы с билетами, монетами или жетонами в корпус турникетов устанавливают платежные автоматы, монето- или жетоно-сборники.
При оснащении "сезонных" объектов (например, горнолыжных трасс) заказчики требуют установки турникетов на съемных платформах. По окончании сезона механизмы грузят на автотранспорт и увозят на хранение в ангары - до следующего сезона.

Автобусы

Сейчас в Москве идет масштабное оснащение автобусного парка турникетами, причем именно триподами. Осоновные критерии при выборе производителя - высокая наработка на отказ, вандалоустойчивость и, конечно же, цена. В Европе, если и устанавливается в автобус ограничивающее проход приспособление, то, как правило - это калитки.

 

Комплектация и дополнительные опции

Пульты управления

Пульт управления - кнопочное устройство, позволяющее контроллеру КПП управлять турникетом независимо от СКУД (или, наоборот, в его составе). Большинство изготовителей позволяют использовать как "родные" пульты, так и пульты других производителей. На "сухие" контакты можно подключить даже обычную звонковую кнопку.

Установка считывателей

Вопрос установки считывателей на турникет - задача скорее дизайнерская, чем техническая. Часть турникетов (например, триподы, контролируемые проходные зоны) имеют достаточно свободного места на корпусе, где могут быть размещены считыватели, световая индикация и т. п. При установке считывателей на роторный турникет предполагается выбор из множества вариантов. Существуют различные типы крепления на дополнительные консоли, которые помещаются на ограждение турникета. Считыватели, как впрочем, и индикацию, допускается устанавливать на отдельных выносных стойках - колоннах. Данное решение более затратоемкое, но зачастую другого выхода не остается.

"Ломающиеся" штанги

Сегодня встречаются турникеты с "ломающимися" штангами. Такая технологическая изюминка нужна в первую очередь пожарникам для обеспечения быстрой эвакуации в случае возникновения внештатной ситуации. Большинство производителей умеют делать только механически "ломающиеся" штанги. Когда нужно открыть проход, достаточно чтобы два или три "дюжих молодца" навалились на штангу, в результате чего оттянется пружина и штанга "сломается". Ряд изготовителей запатентовал модули, позволяющие опускать штанги автоматически по сигналу от пульта управления или, например, от панели пожарной сигнализации.

Счетчики проходов

В качестве дополнительной опции некоторые поставщики предлагают механические или электронные счетчики проходов. Данное устройство может быть использовано как для целей подсчета проходивших на объект, так и для получения информации о необходимости проведения очередного сервисного обслуживания. Известны случаи, когда счетчики прохода управляли работой турникета, автоматически ограничивая число людей, находящихся внутри контролируемой зоны, например на галереи или в зале ожидания аэропорта.

Пропускная способность

Одна из главных характеристик, влияющих на выбор типа и количества оборудования - пропускная способность турникета. Исходя из данного показателя и оценки пиковой нагрузки системы, рассчитывается необходимое количество единиц техники.
 
Сравнительная таблица
 
Журнал "Системы безопасности" №6 2004

Автор: Никулин Олег
 
 
 Посмотреть другие публикации